Архип Иванович Куинджи. Часть 1

Архип Иванович КуинджиАрхип Куинджи — Биография

Художник появился на свет предположительно 27 января 1842 г. в Мариуполе. Его отец, грек по происхождению, тачал сапоги. На татарском языке «Куинджи» значит «золотых дел мастер». Такое прозвище было присвоено его деду. Архип рано остался сиротой. Его приняли к себе родственники. Когда он немного подрос, то стал работать: на подхвате у строительного подрядчика Чабаненко, затем у купца Аморети. У мальчика не было времени получить даже начальное образование. На Аморети будущий художник проработал до 1855 г. Затем он стал ретушером.

С раннего детства мальчик любил рисовать. Он испещрял своими рисунками стены, заборы, клочки бумаги, которые ему удавалось найти. В 1860-1861 гг. он отправляется в Санкт-Петербург, надеясь поступить в Академию художеств. Он понимал, что время уходит, возраст его уже далеко не школьный, однако Куинджи очень хотел выучиться на художника, поэтому он рискнул приехать в столицу. У него практически не было средств к существованию и не имелось знакомых, которые могли бы ему помочь. К тому же он не прошел вступительные экзамены в Академию. Он попытался сдать их еще раз, но снова потерпел поражение.

Раннее творчество

Однако написанная им в 1868 г. «Татарская сакля», созвучная с работами Айвазовского, приносит ему звание неклассного художника. Также благодаря ей ему разрешают посещать занятия в Академии в качестве вольного слушателя. Здесь Куинджи сближается с Репиным и Васнецовым, заводит знакомство с Крамским. Крамской отмечал, что Куинджи отличался особым даром цвета, он интуитивно разбирался в принципах комбинаторики и тончайших цветовых нюансах. В этом было его преимущество перед своими предшественниками. В 1872 г. он создает реалистическое полотно «Осенняя распутица», разделяющее идеи художников-передвижников. Это официально можно считать его первым значимым вкладом в русскую живопись.

2

Куинджи не только перенес на свою картину сырой осенний день и землю, залитую лужами, но и добавил туда хрупкую фигуру женщины и ее ребенка, которые пробираются по размякшей дороге. Поэтому картина предстает перед зрителями не только грустным пейзажем осенней тематики, но и неопровержимым свидетельством серых, тусклых будней русского народа, который каждый день увязает в грязи. В 1872 г. Куинджи остановился на летние месяцы на Ладожском озере. Там он написал такие картины, как «Ладожское озеро» и «На острове Валаам», которую особенно ценил Репин за уникальный «серебряный тон». В этот период творчества Куинджи не только восхищается прекрасными северными видами, но и работает над общественно значимыми идеями, близкими к позиции передвижников. Как известно, они обращались к народным мотивам. Такова и картина Куинджи «Забытая деревня», написанная в 1874 г. Эти картины, а также их репродукции сегодня высоко ценятся на рынке антиквариата.

Сама деревня располагается вдалеке, она теряется в плоской степи, накрытой мрачным осенним небом, по которому движутся тяжелые тучи. Дорога размякла от дождя, повсюду грязь и слякоть. Картина, передающая беспросветность существования в таких неприветливых природных условиях, вызывает глухую тоску. Сердце тревожно щемит и от другой работы Куинджи на схожую тематику. Писатель Всеволод Гаршин, описывая свои впечатления от «Чумацкого тракта в Мариуполе», который Куинджи написал в 1874 г., отмечает вездесущую грязь, мокрых людей и животных, тянущих свою непосильную ношу, и собаку, которая воет у дороги на плохую погоду. Ближе к маю 1874 г. художник навестил свой родной край. Он вернулся за девушкой, которую любил всю жизнь. Ее звали Вера Елевфериевна Кетчерджи, позднее ее сложное отчество превратится в Леонтьевну. Она была дочерью богатого купца. С тех пор, как ее суженый уехал в Петербург, она отказала многим претендентам на свою руку. Долгое ожидание было не напрасным: Куинджи добился успеха в столице и теперь мог обеспечить свою избранницу. Они поженились.