Европейский рынок фальшивых картин. Часть 2

Почему так важна оценка антиквариата

На руку итальянским злоумышленникам сыграло то, что они не покушались на всемирно известные картины, а подделывали эскизы и наброски, не отмеченные в каталоге «Фальшак». Затем они распространяли фальшивый антиквариат с помощью посредников. Однако другие европейские мошенники специализируются как раз на имитации шедевров. Преступная группировка, состоящая из двенадцати человек, была раскрыта итальянской полицией. Расследование продолжалось полтора года, следы махинаций привели детективов в Рим, Сиену и Палермо. Предприимчивые копиисты сумели продать свыше 500 подделок картин великих художников. Служители правопорядка изъяли фальшивые полотна у обманутых покупателей, которые верили, что повесили у себя в гостиной самого что ни есть настоящего Матисса, Магритта, Фонтана, Роттелу и так далее.

Произведенная специалистами оценка антиквариата показала, что это искусно выполненные подделки, действительно способные ввести в заблуждение. Даже подпись была скопирована очень близко к оригиналу.
В качестве поучительного примера приведем две истории, когда приобретенная за немалые деньги картина великого мастера прошлого оказывалась подделкой. Таким разочарованием стали работы художника периода барокко Г. Рени и живописца Теофило Патини. Картина «Сан Джованино», якобы принадлежащая кисти Рени, представляет собой антикварный холст, превращенный мошенниками в старинную картину известного художника. Их старания увенчались успехом – полотно ушло с торгов за 300 тысяч евро. При этом новоиспеченного обладателя картины не смутило то, что на Сотбис иные работы Рени уходили за 2 миллиона евро. Копию Патини приобрели за 600 тысяч евро. Специалисты полагают, что она может быть и украденным подлинником. Подделывание дорогостоящих картин стало прибыльным предприятием для злоумышленников, которые получили за них в общей сложности 8 миллионов евро.
Торговля подделками была выгодна даже в период всемирного мирового кризиса. Например, служители правопорядка в Италии за полгода выявили фальшивых картину на сумму в 10 млн евро. В итальянском Отделе защиты культурного наследия ведут активную борьбу с подделками, которые распространены повсеместно. Если раньше это процессы задевали самих участников арт-рынка (посредники, арт-дилеры, галереи), то теперь желающие купить антиквариат обращаются непосредственно к интернет-аукционам. Поэтому работа полиции – это следить за тем, что выставлено на продажу в Сети.
Целевая аудитория онлайн-аукционов – представители среднего класса, которые надеются почти даром получить картину великого художника. На самом деле такие ответственные покупки совершаются в совсем других условиях, причем клиенты готовы оплатить профессиональную экспертизу и сбор письменных доказательств, подтверждающих подлинность картины.

Как распознать фальшивый антиквариат

Несмотря на голос разума и многочисленные предупреждения, доносящиеся со всех сторон, очень трудно удержаться от соблазна, когда очаровательная ведущая в телевизоре предлагает приобрести произведение искусства, причем рассказывает о нем весьма убедительно. Нередко низкая цена объясняется тем, что человек, продающий антиквариат, сам не знает, каким сокровищем он обладает. Картина досталась ему волей случая или по знакомству, и он просто надеется сбыть ее с рук. А. Бамбергер, автор пособия для изготовителей фальшивок, отзывается о пользователях интернет-аукционов как о людях, которые ничего не знают об искусстве, но считают, что хорошо разбираются в арт-рынке. Впрочем, даже не прибегая к помощи этих пособий, авторы подделок зарабатывают миллионы. Чаще всего они имитируют современных художников, обладающих характерной манерой. Экспертиза, определяющая время изготовления холста и красок, в этом случае бесполезна. Существует мнение, что если занести все работы художников в каталоги, это поможет избежать появления фальшивок. Но этот способ не срабатывает. Допустим, произведения Пьетро Манцони, который произвел сенсацию своей работой «Д***мо художника», были полностью каталогизированы. На арт-рынке были обнаружены тысячи фальшивок Манцони, при этом 1200 были признаны оригиналами, хотя они и не были включены в официальный реестр. Художник дожил всего лишь до тридцати лет, так что неизвестно, когда он успел проделать столь титаническую работу.
Прокуратура Рима закрыла два онлайн-аукциона, которые торговали фальшивыми картинами. Но остается еще множество проектов подобного рода, которые заманивают неопытных покупателей, создавая иллюзию своей компетентности. Стоит закрыть один недобросовестный аукцион, как появляется множество других. Английский эксперт Хьюго Г. Уильямс предупреждает, что согласно проведенным исследованиям, арт-рынок наполовину, а то и больше, состоит из фальшивок. Он сообщает, что особым спросом среди изготовителей подделок пользуются русские художники, древние статуэтки, живописцы Дали, Де Кирико, Коро. Интересный факт: Коро создал 2 тысячи картин, а сейчас в Америке насчитывается 5 тысяч его работ. Поэтому приходится признать, что рынок фальшивых картин превосходно функционирует. Его не способны пошатнуть ни финансовые кризисы, ни громкие судебные дела. Так что игнорируйте завлекающую рекламу на интернет-аукционах и в «магазинах на диване». Там нельзя отыскать действительно стоящие картины.