заказ звонка

История картинных рам

История картинных рамИстория антикварных картинных рам

Известный берлинский реставратор Олаф Лемке создал музей антикварных рам, мы писали о нем в предыдущих статьях. В этой коллекции антиквариата можно увидеть удивительные по красоте и мастерству исполнения изделия. Но если поездка в Берлин и посещение музея по каким-то причинам затруднительна, давайте совершим мысленное путешествие в историю картинных рам. Ведь история их создания не менее увлекательна, чем история живописи, а закономерности стилевого развития созвучны этапам  становления европейского искусства. Например, эпоха Возрождения сыграла такую же большую роль в появлении традиции  оформления картины, как и в формировании законов европейской живописи.

Антикварные картинные рамы эпохи Ренессанса

Впервые  в европейском искусстве идея оформления картин возникла в период раннего Возрождения – эпоху кватроченто. Рамы кватроченто – это великое нововведение ренессансного искусства. Они появились в результате развития живописи, архитектуры и скульптуры, которые со временем отделились друг от друга. Ведь искусство европейского средневековья было по  преимуществу религиозным. Живопись, архитектура, скульптура были призваны создать единое пространство, созвучное религиозным традициям христианства.

В период Возрождения возникает процесс секуляризации искусства. Станковая картина формируется, как отдельное произведение и приходит на смену фрескам. А вот форма будущей классической картинной рамы возникла, благодаря возвращению интереса к античной архитектуре вообще, и к ордерному оформлению скульптурных ниш в частности. Великие мастера Ренессанса Альберти, Филлипо Брунеллески, Донателло разработали принципы ордерного оформления скульптурных ниш, используя для оформления их пилястры и колонны, которые поддерживали широкий фриз. Такие рамы-ниши вошли в моду в XV веке и их стали использовать для оформления живописи. Постепенно стали появляться рамы, изготовленные из дерева, декорированные резьбой, золотом и позолотой. Вот такой тип рамы – ниши и послужил образцом для создания последующих форм картинных рам. Без фронтона таких предшественниц рам можно и сейчас увидеть в оформлении   алтарных   картин при посещении  флорентийской церкви Санто Спирито.   Этот тип рам постепенно упрощался и приобретал традиционную для нас прямоугольную форму с узким карнизом, или без него.

Картинная рама становится необходимой, для логического завершения картины. Ведь теперь живопись создается по правилам  математического построения перспективы, законы которой впервые открыл и использовал Филлипо Брунеллески. Рамы-ниши  стали использовать для оформления религиозной живописи не только в храмах, но и в домах состоятельных людей. Созданный художниками Ренессанса тип рамы оказался вполне универсальным. Особенности художественного оформления их изменялись и соответствовали стилям барокко, маньеризм, рококо, классицизм. Вторая половина XVIII века была переломной для истории развития рам, их стали оформлять в неоклассическом стиле, на смену стремлению к гармонии содержания живописи и её оформления приходит стремление к внешней эффектности картинной рамы.

Особенности венецианских картинных рам

Среди любителей антиквариата особенно ценятся старинные венецианские рамы. Венеция в истории искусств занимает совершенно особое место. Именно с этим удивительным городом, окруженным водой, связан расцвет  светских жанров: исторической и  мифологической картины, портрета. И это в эпоху, когда в Италии царила религиозная живопись. Венецианские художники не писали фрески, для влажного климата эта техника никак не подходила, осыпались краски. Картины были преимущественно в виде панно, написанных на холсте масляными красками. Для размещения панно в интерьерах зданий, создавались специальные обрамления. Поэтому искусство создания картинных рам было особенно популярно в Венеции, а, учитывая общий чрезвычайно высокий уровень развития картинной культуры – рамы тоже были очень красивы.

, , ,

Примерить раму