Иван Иванович Шишкин

И.И. Шишкин. "Вечерняя заря"

И.И. Шишкин. «Вечерняя заря»

Мастер изображения эпической красоты родной природы

Если предложить нашим современникам  назвать с чем, прежде всего, у них ассоциируется  творчество Ивана Ивановича Шишкина, то многие  сразу вспомнят картину «Утро в сосновом лесу» и с удовольствием опишут величественные сосны, рухнувшие  стволы старых деревьев и трех маленьких медвежат, весело играющих на них. По результатам недавно проведенного социологического опроса «Утро в сосновом лесу»  является вторым полотном по популярности в России, уступая лишь «Богатырям» В.Васнецова. 15% опрошенных считают эту антикварную картину «символом русского искусства». Правда, многолетнее почитание лучших образцов старинной живописи великих русских художников 19 века, а главное,  тиражирование не всегда качественных репродукций их картин, поспособствовало возникновению своего рода хрестоматийного глянца  и нужно суметь преодолеть автоматизм художественно восприятия русской живописи, чтобы открыть своего И. Шишкина, ощутить всеми фибрами своей души своеобразие его живописи.

Нужно признать, что в наш век постмодернизма, далеко не у всех  находит понимание точная в изображении окружающего мира, реалистическая живопись И.Шишкина. Его иронически называют фотографом или «деятелем, предоставившим неплохой материал для постмодернистских опытов». Но необходимо суметь увидеть, какое богатство смыслов, чувств и ассоциаций скрываются в его картинах. Недаром И.Шишкин был любимым художником Александра Блока, а уж кто-кто, а поэт отлично чувствовал, какие бездны могут скрываться за обманчивой пеленой действительности. Чем же была природа для Шишкина? Набором элементарных молекул или отражением лика Божества? Многие представители художественной критики считают, что художник верил в последнее. Он стремился в своем творчестве воплотить это отражение лика Создателя  в своих картинах как можно более точно, до последней хвоинки или колоска в поле.

Умение чувствовать душу русской природы видно в каждой из картин художника. Недаром Стасов называл Шишкина народным художником и подчеркивал, что лес — это его царство, здесь нет ему равных и нет соперников, он — единственный. Ивану Иванович были подвластны и изображения атмосферных состояний, передача световоздушной среды, столь популярные в 80-х годах 19 века из-за роста популярности живописи импрессионистов. При этом, Шишкин ни в малейшей степени не изменял своим основным принципам цельности отображения предметной формы. Его картина «Дождь в дубовом лесу» — подтверждение этому. Кстати, художники редко берутся за изображение самого дождя, обычно они обращаются к состоянию природы до или после дождя или грозы. А Шишкин великолепно изображает затихающий летний ливень.

Произведения художника на антикварном рынке

В начале статьи мы говорили о вреде иллюстраций плохого качества для восприятия живописи художников 19 века. Но нужно признать, что для популярности произведений И. Шишкина на рынке антикварных картин это факт сыграл положительную роль. Многие коллекционеры антиквариата, которым удалось «сколотить» приличный капитал стремились приобрести оригиналы именно тех картин (вместе с оригинальными картинными рамами), репродукции которых были им известны с детства. Иван Шишкин наряду с Иваном Айвазовским — одни из самых дорогих художников в русском сегменте мирового рынка антиквариата. Последние сенсации на рынке антиквариата связаны именно с живописью Ивана Ивановича. На недавно прошедших торгах аукционного дома MacDougall`s его полотно «Вечерняя заря» было продано за 2,158 миллиона фунтов стерлингов при эстимейте 1,2 миллиона.