Как одевали картины в XIX веке. Лысенко О. (Государственный Русский музей). Продолжение

Илл.6

Илл.6

Для произведения «Белорус» (собр. ГРМ) художник заказал раму в стиле модерн, с лежащим на широком фризе орнаментом в виде стелющихся листьев и завитков, напоминающих подковы, покрытую поталью под темным лаком (илл. 6). Такое же покрытие имеет рама к картине «Лев Толстой босой» (собр. ГРМ) с лепным декором в виде объемной, практически скульптурной гирлянды из лавровых листьев. Благодаря своему орнаментальному убранству и плоскому профилю рама усиливает впечатление мощи написанной на холсте фигуры Л.Толстого, при этом лавр (традиционный символ славы) символизирует славу русского писателя.

Как правило, И.Репин не заказывал рамы по собственным рисункам, а выбирал из имеющихся в мастерских образцов. Он пользовался услугами различных мастерских, в том числе – Абросимовых (расположенной на 2 линии Васильевского острова в Петербурге). В эту же мастерскую в начале XX века обратились члены Общества имени А.И.Куинджи для заказа целой серии рам к пейзажам А.Куинджи (илл. 7). Они выбрали строгие классицистические рамы (своеобразная стилизация под ампир) с гладкими галтелями, гирляндой из лавровых листьев по гребню и листьями аканта в углах. Причем, практически все пейзажи А.Куинджи – маленького размера, и рамы в своих размерах их значительно превышают (например, картина – 23 х 36 см, а габаритный размер рамы – 50 х 63 см), благодаря чему рама придает дополнительную значимость живописному произведению и визуально значительно увеличивает изображенное художником пространство, придает глубину.

Илл.7

Илл.7

Тот же прием использовал В.Верещагин, помещая небольшие полотна своей русской серии в массивные широкие рамы с резным орнаментом. Эти уникальные великолепные рамы были выполнены резчиками Ярославской губернии, возможно, по рисункам В.Верещагина. Художник нередко заказывал рамы по собственным рисункам, однако иногда использовал и имеющиеся в мастерских образцы. Так, например, на картине из турецкой серии «Торжествуют» (собр. ГТГ) – вполне характерная для того времени классицистическая рама с каннелированными галтелями, создающими эффектную светотеневую игру, и лавровой гирляндой на гребне. Авторское дополнение – узкий фриз, выкрашенный черной краской, который, с одной стороны, перекликается с колоритом картины (с отдельными значительными деталями – например, головами на шестах) и вносит тревожную ноту, с другой – является фоном для сделанных золочеными буквами надписей, по замыслу В.Верещагина, помогающих зрителю глубже понять содержание картины (илл. 8).

Илл.8

Илл.8

Классицистические рамы с каннелированными галтелями и лавровой гирляндой по гребню были весьма распространены. Их заказывали для живописных полотен на библейские и исторические сюжеты (в такой раме – произведение Н.Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея»), жанровых картин, а также пейзажей. В частности, в подобных рамах можно увидеть пейзажи Ф.Васильева.

Если говорить о рамах с оригинальным орнаментом (не стилизованных под определенный исторический стиль), то замечательным примером является рама к произведению Х.Платонова «Наймичка» (собр. ГРМ). К сожалению, неизвестно был ли это выбор самого художника или же владельца картины, однако выбор прекрасный. Рама очень гармонично дополняет картину. Правильно выбран профиль рамы, углубляющий живописное пространство. Особую роль играет лежащий на гребне нарядный декоративный пояс в виде листьев и гроздей винограда – его декоративное покрытие (листья покрыты поталью под лаком, гроздья – полиментного золочения) создает эффектную игру бликов на поверхности рамы, перекликающуюся с солнечными бликами,  написанными на полотне.

Илл.9

Илл.9

На рубеже XIX – XX веков, в период увлечения модерном, в мастерских, а также на появившихся тогда рамочно-багетных фабриках (хочу отметить, не имеющих ничего общего с современными производителями багета) создавали прекрасные рамы с мастичным орнаментом в этом стиле. Спрос на них был достаточно велик, но необходимо было обладать хорошим вкусом, чтобы удачно сочетать капризный модерн с живописью. На старых фотографиях, а впрочем, и сегодня в некоторых антикварных магазинах, можно увидеть самые нелепые сочетания рамы в стиле модерн и картины. Однако некоторые полотна, в частности, некоторые пейзажи, написанные в тот же период, весьма удачно сочетаются с рамами, выполненными в стиле модерн.

Бесспорно, наиболее гармонично рамы в стиле модерн сочетаются с живописными полотнами М.Врубеля. В собрании Третьяковской галереи хранится «Прощание царя морского с царевной Волховой» в раме со стелющимся по периметру характерным для модерна причудливо изгибающимся растительным орнаментом. Эти линии и изгибы орнамента словно повторяют линии и мазки кисти художника. В то же время мягкое мерцание потали, блики света на ней перекликаются с волшебными бликами света на картине М.Врубеля (илл. 9). Так же гармонично сочетание «Демона летящего» (собр. ГРМ) с рамой в стиле модерн, орнамент которой выполнен из цветной мастики.

О.А.Лысенко
[toggle title_open=»Свернуть список» title_closed=»все статьи цикла» hide=»yes» border=»no» style=»default» excerpt_length=»0″ read_more_text=»Read More» read_less_text=»Read Less» include_excerpt_html=»no»]Как одевали картины в XIX веке. Лысенко О. ( Государственный Русский музей)[/toggle]