Как правильно «одеть» картину. Часть 3

Старинные рамы

Старинные рамы

Отыскать антикварную раму, полностью соответствующую полотну по размеру и стилю крайне сложно. До того, как развернулась широкая дискуссия об обрамлении, западные галеристы находили старинные рамы… на помойках. После покупки картин большинство клиентов просто бросали раму, чтобы покупка весила меньше, и даже музеи зачастую отправляли рамы на свалку. А сейчас хорошая рама не старше 19 века стоит 10-15 тысяч долларов.

Цены на старинные рамы для картин сопоставимы с ценами на антиквариат

В Европейских странах, где работы, датированные позапрошлым веком считаются репликами, а на аукционах выставляются старинные рамы, цены ещё выше. Так, в 2008 году на аукционе Sotheby’s резная рама конца 17 века из орехового дерева была продана за 33 600 долларов, а пара позолоченных рам из Италии ушла по цене 27 000 долларов. Таким образом, можно заключить, что уровень цен на подлинные старинные рамы вполне сопоставим с ценой на антиквариат. Самые «возрастные» русские рамы для картин, купить которые можно в салонах, датируются 18 веком. Более поздних изделий на рынке немного, т.к. они представляют собой гипсовую формовку с деревянной  основой. Хрупкий материал и неграмотная реставрация приводят к быстрому разрушению вещи. Рам 19-го века на рынке гораздо больше, т.к. они отличаются более высоким качеством (они производились на фабриках), их гораздо легче подобрать под формат картины. Однако, следует помнить, что если картина проходила реставрацию, либо натягивалась на другой подрамник, её размер уже не будет соответствовать фабричным стандартами 19-го века.

Реставрация картинных рам

В случае, если картина не подходит к раме, можно отдать её на реставрацию. Важно выбрать хорошего специалиста, который будет и краснодеревщиком, и резчиком, и золотых дел мастером, и искусствоведом в одном лице – либо выбрать мастерскую, в которой работают эти профессионалы. В противном случае, рама будет испорчена откровенно современными вставками и потеряет украшения по углам после перепиливания. Особенно трудно найти специалиста, который хорошо владеет техниками золочения. Немногие мастера понимают разницу между золочением по лаку и золочением по болюсу, и только единицы владеют техникой полировки агатовым зубом. Грамотный реставратор стремится восстановить остатки старого золота, а не восстанавливать всю поверхность. Высшим пилотажем считается имитация потертости, которая показывает, как истончившиеся листочки золота находят один на другой (при этом, не все мастера знают, что в 18-19 веке золото накладывали не так, как в наши дни). Хотя уже в начале 20 века реставраторы любили изображать патину – тогда делали почти «голые» картинные рамы с небольшим количеством старого золота. А в современных мастерских можно встретить «отреставрированные» рамы, каждый сантиметр которых покрыт толстым слоем позолоты.

Конечно, этот «новодел» несколько потускнеет через два-три года, но, тем не менее, специалисты и продавцы антиквариата считают, что «реставрация» такого рода снижает цену рамы как минимум вдвое. Талантливых реставраторов, которые способны сделать по-настоящему качественную работу немного. Так что, если рама не подходит картине по размерам, либо очень плохо сохранилась, следует воспользоваться услугами профессионалов. Если разница размеров картины и рамы небольшая, её размеры можно нарастить за счет тонких слипов. Иногда используются тканевые паспарту или полотно свободно размещается внутри багета для картин, с зазорами, но большинство коллекционеров избегают таких решений. К тому же, подобный способ обрамления применяется только для работ 20 века.
[toggle title_open=»Свернуть список» title_closed=»все статьи цикла» hide=»yes» border=»no» style=»default» excerpt_length=»0″ read_more_text=»Read More» read_less_text=»Read Less» include_excerpt_html=»no»]Как правильно «одеть» картину
Как правильно «одеть» картину. Часть 2
Как правильно «одеть» картину. Часть 4[/toggle]