Михаил Васильевич Ле-Дантю. Продолжение

Лицо актера

Лицо актера

Художник на военной службе и в окопах первой мировой

В предвоенные годы Ле-Дантю активно и разнопланово работал – принимал участие в выставках, много времени проводил в музее археологического института за изучение примитивного, а также древнего искусства. Художник выступал с лекциями, участвовал в диспутах, писал теоретические монографии. Тем не менее, нерегулярность дохода вынуждает Михаила Васильевича искать постоянный источник – художнику приходилось содержать мать. Он поступил на военную службу в Николаевское кавалерийское училище, но вскоре покинул его. Карьера военного не прельщала Ле-Дантю, он видел себя только в искусстве. Попытки воплощения на двухмерной плоскости не только пространства, но и времени – вот что увлекло художника. С 1914 года он занялся поисками «четвёртого измерения» в изобразительном искусстве. Картина «Поворот автомобиля» — это разлетающаяся из центра композиция, создающая почти материальное ощущение скоростного виража.

Ритм линий этого полотна – воплощение на холсте движения, динамики автомобиля – детища 20 столетия. Эту старинную картину сегодня можно увидеть в Орловской картинной галерее. Поиски монументальности, декоративного стиля, мечты о создании современных фресок нашли выражение в росписях кабаре и кинематографа, к сожалению, утраченных.
Вокруг Ле-Дантю сформировался круг единомышленников, почитающих его талант и относящихся к художнику с уважением. Некоторые из них – художники Н.Ф.Лапшина и В.М.Ермолаева, а также упомянутый ранее Илья Зданевич. Первая и на сегодняшний день последняя выставка произведений Ле-Дантю состоялась на квартире Ермолаевой осенью 1915 года. Там были представлены почти все работы художника. Вскоре после этого он был мобилизован, в течение нескольких месяцев проходил обучение во Владимирском пехотном училище, а затем в звании прапорщика отправлен на фронт, в Чердынский полк.

Так, последние месяцы своей недолгой жизни художник провёл в окопах I Мировой. Однако, и в училище, и на передовой, он продолжал работать. Времени и возможности на творчество было крайне мало. О созданных произведениях Михаил Васильевич рассказывал друзьям в письмах и во время недолгих командировок в Петроград. Известно, что художником было сделано некоторое количество набросков и зарисовок, написаны иконы для походной церкви и декорации для перевозного театра. К сожалению, ничего из этих произведений не сохранилось.
Ле-Дантю погиб во время крушения поезда. По словам очевидцев, недалеко от г. Хмельницкого (в то время Проскуров) поезд был обстрелян. Двадцатишестилетний художник был похоронен там же. Могила Ле-Дантю утеряна, как и большая часть его произведений. После смерти художника друзья составили список его работ, куда вошло восемьдесят полотен. Из них сохранилось лишь порядка 15 холстов да несколько альбомов с композициями и набросками.

Михаил Васильевич Ле-Дантю относится к мастерам, краткость жизни которых не помешала полному раскрытию и реализации данного им таланта. По-настоящему великий живописец сумел в весьма юном возрасте создать произведения столь высокого уровня, что без них представлению о русской живописи не хватает полноты. Его картины –достояние хранящих их музеев, а также находка для собирателя антиквариата. Несмотря на многочисленные тайны, окружающие жизнь мастера и его творчество, хочется надеяться на глубокое исследование живописи Ле-Дантю и обнаружение хотя бы части утерянных произведений.