Михаил Васильевич Ле-Дантю

LeDantueИнтересная страница истории отечественной живописи – творчество художника Михаила Васильевича Ле-Дантю. Немногое из его наследия дошло до наших дней, что делает любую картины художника ценным приобретением музея или собрания антиквариата.

История рода Ле-Дантю. Начало творческого пути художника

Фамилия Ле-Дантю в России известна не только в области искусства. У француженки Мари-Сесиль (по-русски Марии Петровны), прибывшей со вторым мужем Пьером Ле-Дантю в Россию из Франции в конце 18 столетия, было трое детей – дочери Сидония и Камилла, и сын Евгений Петрович, ставший прадедом художника. Но род Ле-Дантю славен не только этим. Во-первых, сын старшей сестры Сидонии и помещика из Симбирска В.И.Григоровича, Дмитрий Васильевич Григорович, стал известным русским писателем. Во-вторых, фамилия известна благодаря подвигу другой сестры, Камиллы Ле-Дантю. Она отправилась в Сибирь вслед за своим женихом В.П.Ивашевым, одним из декабристов. Благодаря её стараниям молодые люди обвенчались в остроге.

В первой половине 19 века род Ле-Дантю окончательно обрусел. Отец художника, В.В.Ле-Дантю был тем, кого нынче называют интеллигентом-разночинцем. Обучаясь на врача, он студентом участвовал в революционно-демократическом движении и попал в ссылку в Тверскую губернию. Работал земским врачом в селе Чижово Бежицкого уезда. Именно там родился будущий художник Михаил Васильевич Ле-Дантю. Вскоре после рождения сына В.В.Ле-Дантю погиб, работая с больными холерой во время эпидемии. Маленький Миша с матерью вернулись в Петербург. Уже в три-четыре года мальчик проявил неудержимую страсть к рисованию. Будущий художник занимался в студии Я.Я.Ционглинского, далее у Верштейна. В 1908 году молодой человек окончил реальное училище, а летом 1909 года начал обучение в Академии художеств. Студентом Михаил Васильевич поддерживал близкие отношения с «Союзом молодёжи» — группой молодых, энергичных художников. Они занимались поиском новых путей в искусстве, стремились творить в духе стремительно летящего 20 столетия. В 1911 году Ле-Дантю принял участи в постановке «Царя Максимилиана и его непокорного сына Адольфа» — драмы в народном стиле. Именно тогда художник глубоко и надолго увлёкся народным искусством, в частности, русским лубком.

Значение фольклора в творчестве Ле-Дантю. Грузинский период

В 1912 году Ле-Дантю покинул Академию, отправившись из Петербурга в Москву. Здесь в компании своих новых друзей он принял участие в подготовке известной выставки «Ослиный хвост». Талантливые молодые люди — Н.С.Гончарова, М.Ф.Ларионов, С.М.Романович, А.В.Шевченко и другие художники, известные своим бунтарским характером, представили яркие, почти варварские картины в стиле примитивизма, в духе фольклора.
Один из участников этой эпатажной выставки, К.М.Зданевич, пригласил Ле-Дантю в Тифлис, в гости к своим родителям. По окончании выставки, 11 марта 1912 года, Михаил Васильевич отправился в Грузию, где прожил полгода. Прогуливаясь вместе с Кириллом Михайловичем Зданевичем по улочкам старого города, Ле-Дантю заметил, что стены трактиров и духанов расписаны неизвестным гениальным художником. Михаил Васильевич, не зная имени автора, приобрёл его первую работу – картину «Пирушка мушей», написанную на клеёнке. Это было первым признанием работ Нико Пиросманашвили среди профессиональных художников. Благодаря этим событиям мир узнал художника Пиросмани, ведь его наследие было собрано и сохранено братьями Зданевичами. В мае 1912 года в Тифлис на каникулы прибыл Илья Зданевич, брат Кирилла, и присоединился к поискам.
В Грузии Ле-Дантю и сам плодотворно работал, а серия произведений грузинского периода сохранилась лучше остальных. Два из пяти полотен находятся в Русском музее, а также недавно был найден «Кавказский альбом» художника, атрибуцию которого произвёл известный историк-искусствовед А.А.Стригалёв. Наиболее важная не только в грузинском цикле, но и во всём творчестве работа – картина «Сазандар». Словно созданная специально для стены, отличающаяся орнаментальностью, плоскостным ориентированием, эта старинная картина монументальна. На ней – музыкант, играющий на сазе, национальном восточном инструменте. Его фигура нарочито декоративна, как роспись стен зданий.