Отечественные мотивы в творчестве Верещагина. Продолжение

Верещагин. Всемирный потоп (фрагмент)

Верещагин. Всемирный потоп (фрагмент)


На сегодняшний день коллекция картин Верещагина, посвященная Отечественной войне 1812 года имеет огромную ценность. По оценкам, общая стоимость картин с изображением хода боев или отдельных военных эпизодов вполне может стать топ-лотом на аукционе антиквариата. Сегодня современники воспринимают события войны глазами Верещагина, через историческую и психологическую призму его картин. Старая живопись во многом формирует сегодняшнее видение и понимание великой российской истории, поэтому произведения, посвященные Отечественной войне, кроме стоимостной оценки антикварных картин, содержит и непреходящую воспитательную идеологическую ценность.

Манера письма Верещагина после обучения в Париже меняется, он становится баталистом в более традиционном понимании. Верещагин внимателен к историческим деталям, уникальны и точны изображения костюмов участников сражения, полководцев. Драматизм положения Наполеона в Москве нашел свое отражение в нескольких полотнах.

Картины Верещагина на библейские сюжеты

Верещагин был лишен пафосной религиозности. Совершив путешествие в Палестину, Верещагин наблюдает жизнь арабов и евреев, обычаи и традиции этой земли, фиксирует в набросках типы и характеры. Зарисовывает Стену плача и молящихся у нее паломников, дорогу к Царским гробницам в Иерусалиме. Его цель — точность изображения и внимание к деталям. В отображении жизни Святого семейства и событий Евангелия он реально и буднично отображает события из Святого Писания. Старинные картины всех времен и авторов поэтизировали жизнь Христа и святого семейства, и подход Верещагина был необычным и нетрадиционным. Его выставка палестинской серии в Москве в 1883 году была закрыта, картины запрещены к показу в России. Скандалом закончилась и выставка в Вене в1885 году. Его реализм принят за святотатство, и выставки его работ в Москве были запрещены много лет.
Старинные картины этой серии высоко ценятся знатоками антиквариата, современники любят старую сакральную живопись Х1Х века, оригинальную и смелую трактовку библейских историй в картинах Верещагина.

Разнообразие художественных приемов в картинах Верещагина

Разрозненные картины, не вошедшие в серии разных периодов и событий, очень показательны в творчестве Верещагина, в них есть поиск авторской эстетики. Верещагин уходит от прежних способов изображения. Четкость передачи деталей смазывается, пестрота красок блекнет и первостепенной задачей является отражение эпизодов жизни, срезов действительности. Пространство картины размыто, нет прежней фокусировки на центральной части, портретном акценте, картина как бы продолжается в пространстве, получает повествовательный характер. Среди таких произведений, не вошедших в серии, много картин балканского периода, не вошедших в серию, периода военных действий в Туркестане, индийского периода. Антикварные картины не перестают быть высокой ценностью в мире искусства, а картины Верещагина тонким пониманием психологии своих героев, яркостью красок, точностью передачи атмосферы исторической эпохи. Военная русская история 19 — начала 20 века видится историками и любителями старины именно через картины Верещагина, и в этом заключается их огромная познавательная и воспитательная ценность.