заказ звонка

О.Ю.Тарасов. Рама и образ. Риторика обрамления в русском искусстве. Часть 1

Картинная рама и образ. Старинные рамы для картин. Часть 1Предлагаемый читателю цикл статей не является ни историей ремесла, ни историей рам для картин. Его цель совсем в другом – показать роль и смысл рамы как в организации художественного пространства произведения искусства, так и в самом восприятии визуального образа, будь то памятник архитектуры, икона, картина, гравюра или  фотография.


Это касается не только рамы материальной, окаймляющей образ, но и рамы умозрительной и смысловой, например текста, который служит пояснением этого визуального образа. Каково значение картинной рамы в нашем понимании того, что мы видим? Почему в одних случаях рама кажется необходимой, в других от нее намеренно избавляются? И что такое рама в широком смысле слова, как она понимается в разные историко-культурные эпохи, на разных художественных и социальных пространствах? Вот лишь самый общий круг вопросов, определяющий объект данного исследования. С полным основанием его можно назвать «мерцающим», «неуловимым», «не вполне ясным», но в то же время видимым и ощутимым.

Картинные рамы вокруг нас

Мы видимым рамы кругом, и одновременно их не замечаем. Это происходит потому, что рама- форма контакта картины со зрителем: она находится на периферии нашего взора, на границе восприятия сложного и многообразного мира. Но она же не помогает ориентироваться в пространстве: картинная рама направляет взгляд на объект, который цепко держит в своих объятиях. Эта маргинальность положения рамы в процессе восприятия притягивает к ней важнейшие историко-культурные смыслы. Как же это происходит и почему? Дело в том, что нам никогда не уловить первоначальный смысл иконы или картины, если мы ничего не знаем об их исходном обрамлении. Так, смысл иконы « Апостол Павел» из деисусного чина русского иконостаса XV века не понять без ясного представления всей его иконографической программы и той деревянной конструкции, в которую она была заключена. Вне этой архитектурно-пластической рамы наша икона лишь «руина» и маленькая часть некогда единого художественного ансамбля церкви, для которой она была написана в определенное время в определенном месте. Но представим далее, что эта икона в середине XIX века была помещена в старообрядческую моленную, в начале XX века в частное собрание древнерусской живописи, а в наше время в экспозицию современного музея.

Старинные рамы для картин в 20в.

Во всех этих случаях ее понимание существенно меняется. Так, старообрядцем древняя икона воспринималась как религиозный образ. В собрании коллекционера старинных рам начала XX века И.С.Остроухова она уже виделась как «шедевр», «произведение высокого искусства». В музейной экспозиции она приобретает статус «научного экспоната» и включается в жесткий хронологический ряд истории русского искусства. На этом примере важно уяснить, что изменения смысла данной иконы происходят в результате изменения ее материального (видимого) и умозрительного (невидимого) обрамления. Материальная рама – это ее поля, оклад, деревянная иконостасная конструкция, киот, интерьер храма, обстановка старообрядческой моленной или частного дома коллекционера. Это и различные царапины, пометки, надписи и рисунки на оборотной стороне исконной доски, которые по своей знаковой сущности представляет собой раму семиотическую или тот «материализованный» ближний контекст визуального образа, который не просто окаймляет и прилегает к нему, но и выявляет и выделяет его в окружающем пространстве, заставляет человека на нем сосредоточиться, разделяет и связывает смысл данного образа с потоками знаков и значений той или иной культуры.

В следующей части мы продолжим рассказ о роли картинных рам в искусстве – знания в этой области важны всем, кто интересуется реставрацией рам, историей искусства и оценкой антиквариата.

, , , , , , ,

Примерить раму