Сомов Константин Андреевич

5382Российский живописец и график Константин Андреевич Сомов родился 18 ноября 1869 года в семье редактора «Вестника изящных искуств», хранителя Эрмитажа А.И. Сомова. То, что его отец разбирался в живописи, близость к искусству, безусловно, повлияло на выбор художника. Он хотел стать художником с самого детства, и по окончании гимназии К.И. Мая, в 1894 году поступил в Академию художеств. Учителем молодого человека был И.П. Репин.

Картины Константина Сомова. Творческий путь художника

В ранний период, в том числе за годы обучения в Академии Сомов создал немало значительных произведений, среди которых «Портрет Н.Ф. Обер», «Отдых на прогулке» и «Дама у пруда» (1896), «Портрет отца» (1897), акварель «В детской» (1898). На двух последних полотнах художник изобразил реальные сюжеты, в которых просматривается воспоминание о прошлом. К временам минувшим юноша обращался в своём творчестве уже во время обучения. Это дамы 18 века и арлекины, изображённые на маленьких работах Сомова. Глядя на многие старинные картины Сомова сегодня, мы ясно видим это ушедшее время, просвечивающее сквозь завесу изображенного момента — застывшие, искусственные позы, остановившиеся часы, отражённые в зеркалах персонажи. Ретроспективизм отличал многих художников той эпохи, но Сомов не убегал к «дням минувшим», а старался найти в настоящем, реальном мире глубокие невидимые связи с прошлым. Жанровые работы Сомова уже в раниий период (1896 год) отличаются подчёркнутой ограниченностью, незначительностью сюжетов. Учитель Сомова, Репин, испытывая раздражение по этому поводу, тем не менее понимал намеренность, с которой его ученик, «способный юноша», делает героев своих картин кукольными персонажами.

Живопись Сомова отличается созерцательным отношением к действительности, наблюдением и любованием жизнью как будто издалека, своеобразным «культом красоты», особенно ярко проявляющемся в деталях, вещах, изображаемых с филигранной точностью. В феврале 1897 года Сомов бросил учёбу и отправился в Париж, а осенью 1899 года вернулся в Петербург, где прожил долгое время. В начале 20 века художник создал многие ставшие известными работы портретного жанра: «Дама в голубом» (портрет художницы Е.М. Мартыновой, 1900), портреты А.П. Остроумовой-Лебедевой (1901), А.А. Блока и Е.Е. Лансере (1907), В. Иванова и М.А. Кузьмина (1909), М.В. Добужинского (1910) и другие. В 1913 году Сомов стал действительным членом Академии художеств, в 1918 году — одним из основателей и участников объединения «Мир искусства», среди которых были друзья художника ещё по гимназии — Бенуа, Нувель, Философов, а также Дягилев. Константин Сомов был крупнейшим представителем «мирискусников», занимая в данном объединении особую позицию. В отличие от большинства участников МИ, бывших своего рода универсалами, с одинаковым рвением трудившимися в разных сферах — оформление книг, театральные работы, поднятые мирискусниками на уровень настоящего искусства, Сомов таковым не являлся. Он прежде всего оставался живописцем, а не деятелем культуры. В театре его работ практически не было, книжное оформление — не самое лучшее из его наследия.

Старинная живопись Сомова — это особый мир, воплощённый художником. Дамы в пышных одеждах, окутанные сновидениями, тайно встречающиеся влюблённые, передающие друг другу записки. Создатель этого игрушечного мира любуется им, одновременно отноясь к этим кукольным чувствам с иронией. Со временем в творчестве художника проявляется всё больше тоски, доходящей до болезненного ощущения. Таковы его «арлекинады» — «Арлекин и Дама», «Пьеро и Коломбина», особенно «Фейерверк». Герои этого полотна 1922 года уже сами испытывают те чувства печали и отстранённости, которые ранее возникали у зрителя. В двадцатые годы в жизни художника появляется всё больше трудностей — уменьшение частных заказов, отсутствие работы в театре, неспособность нести какую-либо службу. Всё это отразилось на настроении, преобладающем в творчестве Сомова — его мир всё больше погружался в печаль, отстранённость и ностальгию.