Валентин Серов

Валентин Александрович Серов (1865—1911)

Валентин Александрович Серов (1865—1911)

Значение картин В.Серова для мира старинной живописи

История мирового искусства насчитывает огромное количество шедевров, созданных великими художниками. Но не все их картины можно встретить на открытых аукционных торгах. Валентин Александрович Серов (1865—1911) — один из художников, чьи полотна можно отнести к данной категории. Лишь около пятидесяти его работ периодически появляются на официальных торгах, остальные же картины выдающегося художника находятся либо в музейных коллекциях и галереях, либо принадлежат поклонникам его творчества? собирателям русской живописи и антиквариата. Они хранят произведения Серова в особых условиях, подбирая для них лучшие рамы для картин. Творческий путь художника пришелся на конец XIX – начало XX столетия, а его полотна пополнили копилку уникальных работ русских художников, дав толчок к развитию русской живописи. Совершенствование творческого стиля Серова прослеживается, начиная с его «Девочки с персиками» и заканчивая портретом Иды Рубинштейн. Валентин Серов пережил  все наиболее характерные ступени развития русского художественного искусства грани XIX-XX столетия. В восьмидесятых годах XIX столетия ему импонировал реализм передвижников, затем художник увлекся импрессионизмом. В 1890-х годах Серов находился в творческих поисках, приведших его в начале ХХ столетии к модернизму.

Историю русской старинной живописи, охватывающую XIX столетие, осветил в своей книге «История русской живописи в XIX веке» А.Н.Бенуа. В ней он описывал и живопись В.Серова, обозначив, что ее прелесть охарактеризовать банальными словами просто невозможно. Он сравнивал полотна художника с музыкальными произведениями, по своему восприятию оказывающие схожие впечатления. Причину этой взаимосвязи Бенуа находил в том, что родители Серова были одаренными музыкантами, научившими сына тонко ощущать музыку. Что касается родителей известного художника, то его отец — Александр Николаевич Серов, был известен не только как очень талантливый композитор, написавший три оперы, но еще и великолепный музыкальный критик. В возрасте 43-х лет он взял в жены свою ученицу Валентину Семеновну Бергман, которая была намного младше его. Она любила музыку и была талантливой пианисткой, но еще больше Валентина Семеновна интересовалась народническими идеями, раскрытыми в произведениях Добролюбова, Чернышевского. Приемы, устраиваемые в их доме, были достаточно интересными и не ограничивались каким-то одним кругом интересов. Здесь присутствовали и музыканты, с которыми Александр Николаевич делился своими планами относительно новых произведений, и студенты, дискутирующие с Валентиной Семеновной на политические темы. Но для Серовых на первом месте всегда оставались интересы главы семейства, когда он занимался своей творческой деятельностью, никто не мешал ему. В возрасте шести лет Валентина Серова постигла ужасная потеря – умер его отец, и они с матерью переехали в Мюнхен.

Становление творческой личности Серова

Мюнхен становится для Серова своеобразным стартом его творческой жизни, здесь он получает азы образования от своих первых учителей. Будущий художник обучался живописи у Карла Кеппинга, который открыл перед ним уникальный мир старинной живописи, показал художественные сокровища, собранные в Пинакотеке Мюнхена, в которой они довольно часто бывали вместе. После того, как скульптор Антокольский порекомендовал Валентине Семеновне отдать сына на обучение И.Репину, В.Серов становится учеником знаменитого художника.

На пути к становлению своей творческой личности Серов прошел несколько важных этапов. Первым из них стало обучение у Ильи Репина. Постигнув основы художественной живописи благодаря великому художнику, Серов все же имел собственный стиль, отличный от манеры изображения своего учителя. М.Нестеров отзывался о Серове как о передвижнике, а И.Репин, ценивший своего воспитанника, не всегда понимал его художественный стиль и воспринимал не все его работы. Вопреки тому, что Репин и Серов расходились во взглядах относительно живописи, они всегда оставались друзьями. Желая помочь своему ученику, Репин знакомит его с известным меценатом Мамонтовым. На то время в так называемый Мамонтовский кружок входило большинство молодых и талантливых художников, а их центром стало имение Абрамцево.

[toggle title_open=»свернуть» title_closed=»все статьи цикла» hide=»yes» border=»no» style=»default» excerpt_length=»0″ read_more_text=»Read More» read_less_text=»Read Less» include_excerpt_html=»no»]Валентин Серов. Продолжение[/toggle]