Василий Васильевич Верещагин. Часть 1

В.В. Верещагин. Индийский факир

В.В. Верещагин. Индийский факир

Индостан в старинной живописи Верещагина

В ожидании покупки своей Туркестанской серии Верещагин отправляется в Индию. Он живет в Дели, Джайпуре, Агре, Бомбее. Погружаясь в индийскую культуру, он восхищается ее глубокой продуманностью и глубиной. Оригинальность индийской культуры, целостность и духовность ее быта сравнима лишь с тем, что он видел в Японии – прекрасные храмы, уникальные национальные костюмы, танцы и обряды. Индия кажется романтической и яркой страной после среднеазиатской сухой низменности и пустыни. Верещагин неоднократно предпринимает путешествия в горы. Сияние Гималаев толкает его на риск, невзирая на предостережения местных жителей. В январе 1874 года он поднимается на высоту четырнадцать тысяч, открывая неземные гармонии света и тени на этих высотах. На высоте он чуть не умер, оставленный проводником, измученный, с головной болью. Невероятная синева неба, чистейший кобальт, какого не встретишь в низинах, соединение ультрамарина и кармина, розоватый снег на этом фоне – их может написать лишь человек, побывавший в этих краях. Эти неописуемые красоты стоили риска.

Верещагин много и с энтузиазмом пишет. Он несколько месяцев живет на востоке Гималаев, в горном княжестве Сикким, затем в провинциях, близких к Тибету – Ладаке и Кашмире. Его работы того периода имеют особые сочетания цветов — белые с желтым горячие тона храмов, жесткая контрастность снега в горах, розоватость и переходы синего в туманных вечерних Гималаях.
Современники Верещагина выкупали его работы за очень значительные суммы. Сейчас старинные картины авторства Верещагина имеются в коллекциях галерей и частных собирателей, регулярно выставляются на торгах. Таким образом, старая русская живопись и сегодня продолжает цениться высоко.

В.В. Верещагин. У дверей мечети

В.В. Верещагин. У дверей мечети

Живопись туркестанского периода

Туркестанская серия Верещагина имела ошеломляющий успех. Уникальность живописи молодого художника составляла контраст с традиционными работами уже признанных тогда мастеров — Перова, Чистякова. Манера Верещагина поначалу удивляла даже Репина, хотя в сюжетах и красочном колорите есть что-то общее в старинных картинах этих двух живописцев. На фоне размеренности и спокойствия, даже строгости русской старинной живописи — яркие цвета, непохожесть портретов и сюжетов с исконно русским бытом делали Верещагина несколько чуждым среде художников-современников. Его картины были смелыми, смотрелись необычайно ново и свежо. В частности — о необходимости представления общественности туркестанской серии заговорили такие маститые критики и знатоки искусства как Крамской и Третьяков. Решающее слово сказал Крамской, оценив туркестанский сериал как выдающееся достижение русской живописи и свидетельство ее богатейших возможностей и новых талантов. Автор выставил требование приобретения картин целой коллекцией, и его условия не могли принять ни императорская фамилия, ни государство, но необходимость сделать талантливые произведения общественным достоянием призвала одного человека приобрести и выставить на широкий обзор всю коллекцию. Это был П.М. Третьяков, частный собиратель и впоследствии владелец непревзойденной коллекции произведений искусства.

Сегодня старинные картины туркестанской серии имеют огромную ценность. Современная стоимость одной работы туркестанского периода всегда вызывает огромный интерес коллекционеров на торгах антиквариатом. Отметим, что рамы к картинам Верещагина подбираются либо с учетом экзотического сюжета, либо — с реалистичной направленностью позднего периода творчества.