Виктор Васнецов

Виктор Васнецов

Виктор Васнецов

Основные этапы творчества В.М. Васнецова

Виктора Михайловича Васнецова  мы знаем, как художника, блестяще отразившего в своем творчестве былинно-сказочные сюжеты. Его картины «Иван-Царевич на  Сером Волке», «Аленушка», «Богатыри» много лет широко репродуцировалась не только в школьных учебниках, но и на коробках конфет и ковриках. В такой популярности есть свои плюсы и минусы. К плюсам можно отнести то, что широкая распространенность репродукций прекрасной   живописи только способствуют воспитанию вкуса многих людей, к минусам — творчество Виктора Михайловича далеко не исчерпывается былинно-сказочной тематикой, да и репродукции невысокого качества  лишали многих людей непосредственности и свежести восприятии оригиналов.

«Истинный богатырь русской живописи» Васнецов был еще и прекрасным мастером монументальной живописи, его талант проявился в театрально-декорационном, прикладном искусстве, архитектуре и иллюстрации. Творчество Виктора Михайловича можно разделить на два больших периода. Первый — связан с идеями Общества передвижных выставок. В это время он создает полотна социально-критической направленности. Например, хранящиеся сейчас в Третьяковской галерее полотна «С квартиры на квартиру», «Преферанс». Для второго периода характерно увлечение русским историческим жанром, театральным и декоративным искусством. Васнецову были близки идеи абрамцевского кружка  с их стремлением к возрождению традиций народного русского искусства. При всем его интересе к истокам русского искусства Васнецов был одним из художников-новаторов, сделавших очень много для распространения в России стиля модерн или «нового стиля». Произведения Виктора Михайловича сейчас также популярны на мировом рынке антиквариата (и в том числе — старинных рам), как и полотна других талантливых русских художников XIX — начала XX века.

Живопись Васнецова : истоки творчества

Виктор Михайлович родился  в небольшом селе Лопьял в семье сельского священника. По семейной традиции он поступил в вятскую духовную семинарию, но проучился там недолго. Увлечение живописью сыграло свою определяющую роль и Васнецов стал учеником рисовальной школы при петербургском Обществе поощрения художеств. Его учителем был знаменитый художник -передвижник Иван Николаевич Крамской. Затем Виктор Михайлович совершенствовал свое искусство в Академии художеств. Он вступил в Товарищество передвижных выставок в первые же годы его существования.

Виктор Васнецов. "Двор удельного князя"

Виктор Васнецов. «Двор удельного князя»

Неповторимость  живописи В.М. Васнецова

Увлечение Васнецова историческим жанром совпало с подъемом общественного интереса  к древнерусской истории, к поэзии былинной эпохи Киевской Руси. Своеобразием исторической живописи Васнецова было то, что в его полотнах древняя история была воспроизведена с археологической точностью, но главным было умение Виктора Михайловича придать историческим реалиям  волнующую атмосферу старинной легенды, волшебной сказки. Это такие всемирно известные полотна, как картина, написанная по мотивам «Слова о полку Игоревым» «После побоища Игоря Святославовича с половцами», «Царь Иван Васильевич Грозный», «Три богатыря», «Аленушка». Более поздняя  работа «Три царевны подземного царства» уже написана в соответствии с поэтикой модерна, в ней исчезают границы между сказочным миром и реальностью. Васнецов был одним из ведущих создателей «нового русского стиля». К числу крупнейших достижений таланта Виктора Михайловича в монументальном искусстве нужно отнести росписи Владимирского собора в Киеве. Не нарушая  иконописных традиций, Васнецов сумел внести новую струю в древние византийские каноны, сделав библейские образы лиричными, близкими славянской ментальности, его росписи были обрамлены фольклорным орнаментом.

Особенности антикварного рынка в России и живопись  В. Васнецова

Эксперты в области оценке антиквариата отмечают, что стоимость произведений русского искусства XIX- начала XX веков на мировом рынке старинных картин имеет тенденцию к постоянному росту. В двухтысячные годы итоги торгов  живописью российских аукционных домов, в частности «Гелоса» стали не намного отличаться от итогов торгов  коллекций русского искусства «Сотбис». Интересно, что одно из знаменательных событий в становлении русского художественного рынка связано с картиной В. Васнецова «Витязь на распутье». Это произведение было продано за 100 тыс.долларов в 1993 году, тогда это можно было счесть ошеломляющим успехом. «Витязя на распутье»   внесли в международный аукционный справочник «Майер».