Выбор рамы. Произведение искусства или багет? О.А.Лысенко

«Связь между картиной и рамой не случайна: они нуждаются друг в друге. Полотно без рамы похоже на ограбленного и донага раздетого человека,» – эти слова испанского философа Хосе Ортеги-и-Гассета более чем справедливы. Однако в современной российской ситуации они требуют пояснения.

            Куда в поисках рамы обращается владелец картины в Западной Европе? Прежде всего, к специалисту-дилеру, продающему антикварные рамы. Если из антикварных рам ничего подобрать не удается, то владелец может заказать копию старой рамы. Фабричный  багет в качестве обрамления картины он, как правило, не рассматривает. В Европе в багет принято оформлять декоративную живопись, не имеющую художественной ценности, предназначенную для дизайна интерьера. Не буду голословной – наберите в Google, в разделе «Картинки» словосочетание: «frame shop» – и на примере множества интерьеров зарубежных магазинов современного багета Вы увидите, на что они ориентируют покупателей. А куда в поисках рамы обращается владелец картины  в России? Обычно – в багетную мастерскую или магазин. А между тем, рама из современного фабричного багета является далеко не лучшим дополнением картины. И, если продолжить образный ряд Ортеги-и-Гассета, – можно сказать, что вставленное в багет старое живописное полотно  похоже на безвкусно одетого человека. При этом, замечу, если использовать багет правильно, то он может быть весьма полезен. Багетная рама может украсить и даже облагородить репродукцию (постер), в багет можно эффектно оформить фотографию, объект, вышивку и даже графику. Но созданное художниками прошлых веков живописное полотно требует другого подхода, его достойным дополнением может стать только имеющая художественную ценность антикварная рама. И, как вариант, – ее копия, выполненная вручную.

            Рама для картины – то же, что оправа для драгоценного камня. Никому не приходит в голову вставлять драгоценный искусно ограненный камень в штампованную  металлическую оправу. Большинство предпочтут оправу из золота или серебра, выполненную искусным ювелиром. И это справедливо, только такая оправа подчеркнет красоту камня, придаст большую ценность украшению. Так же и с картиной. Невозможно дополнить и тем более – украсить старое живописное полотно рамой из фабричного багета, поскольку такая рама не имеет художественной ценности. И, напротив, изысканной оправой для живописного полотна из Вашей коллекции станет рама, созданная старым мастером, – прекрасное произведение декоративно-прикладного искусства. Фабричный багет (продукция массового промышленного производства) так же далек от антикварной рамы, как современная китайская посуда от Мейсенского или Кузнецовского фарфора, или современная типовая мебель от мебели Чиппендейла или Гамбса.

            В том, что европейцы умеют подбирать рамы к картинам, понимая ценность и преимущество антикварных рам, а в России царит фабричный багет, – нет ничего удивительного.

            За долгий советский период в нашей стране была утрачена традиция картинного обрамления, было утрачено само понимание рамы, как произведения декоративно-прикладного искусства. Это привело к гибели многих замечательных памятников – рам XVIII – XIX веков, в том числе и музейных. Сегодня ситуация изменилась. Наконец,  в России появились книги и статьи по истории картинных рам. Практически во всех музеях рамы получили законный и совершенно заслуженный статус экспонатов. И главное – что  широкая публика начинает понимать ценность рам. Ко мне на лекции по истории картинных рам приходят самые разные люди, не специалисты, и я вижу их заинтересованность. Однако на российском рынке антиквариата в вопросах обрамления до сих пор ситуация неоднозначна. С одной стороны, приятно отметить, что многие  владельцы крупных антикварных салонов, понимая важность картинного обрамления и ценность антикварных рам, стремятся подбирать живописи достойную оправу. С другой стороны, некоторые продавцы антиквариата одевают картины в дорогой, не имеющий художественной ценности багет. А несведущий покупатель платит за это неподходящее и, как правило, «убивающее» картину обрамление (поскольку цена рамы, естественно, входит в стоимость картины). При этом, стоимость рамы из фабричного багета (в частности, весьма популярного итальянского) нередко бывает вполне сравнима со стоимостью антикварной рамы. Только – платя за багетную раму, покупатель вкладывает деньги в дорогой, но не имеющий ценности продукт массового производства, тогда как, покупая антикварную раму, он не только приобретает произведение искусства, но и таким образом делает выгодную инвестицию, поскольку со временем цена этой рамы, естественно, будет повышаться.

            В стенах Русского музея я нередко имею возможность сравнивать, как выглядит одно и то же живописное полотно в собственной исторической раме и современном багете. Музей – живой организм, в нем происходят перемены, и порой картины на некоторое время приходится переодевать из их собственных старых рам в современный багет. Это случается, когда рама нуждается в реставрации или же когда живописное полотно отправляется на выставку, а его рама –  по состоянию сохранности, либо из-за особенностей декора, который может пострадать при транспортировке –  остается в музее. В таких случаях для картины по возможности подбирается другая рама из фонда. Но если подходящей рамы нужного размера не находится, приходится заказывать багет. И вот тогда мы с коллегами наблюдаем одно и то же – насколько по-разному картина смотрится в различных обрамлениях, насколько она проигрывает (а мы говорим о произведениях музейного качества!) в раме из фабричного багета. И это вполне закономерно.

            На протяжении веков над созданием рам работали лучшие художники, орнаменталисты, архитекторы, резчики, позолотчики, другие мастера. Рама мыслилась как неотъемлемая часть живописного произведения. Чтобы рама гармонично сочеталась с картиной, подчеркивала ее достоинства, продумывалась форма рамы, ее профиль,  орнамент, декоративное покрытие. Для каждой эпохи, каждой страны было характерно свое декоративное убранство рам, и каждая рама по-своему замечательна.

            Современные производители багета повторяют некоторые профили и орнаменты старых рам. Сравнивать их продукцию с антикварными рамами – занятие неблагодарное, я бы даже сказала – не вполне некорректное. И все же – для наглядности проведу несколько параллелей. При этом, рассматривать багет из пластика с выдавленным рельефом (орнаментом),  покрытым ламинирующей пленкой (под золото, серебро, другие цвета) мы, конечно, не будем. Возьмем более дорогие образцы деревянного багета.

 О.А.Лысенко
[toggle title_open=»Свернуть список» title_closed=»все статьи цикла» hide=»yes» border=»no» style=»default» excerpt_length=»0″ read_more_text=»Read More» read_less_text=»Read Less» include_excerpt_html=»no»]Выбор рамы. Произведение искусства или багет? О.А.Лысенко, Продолжение статьи[/toggle]