заказ звонка

Выбор рамы. Произведение искусства или багет? О.А.Лысенко, Продолжение статьи

Рама для картины

илл. 1


Европейские производители багета пытаются копировать не только рамы с лепным орнаментом, но и резьбу. Однако то, что было создано талантливым мастером в его собственной манере при помощи различных специальных инструментов для резьбы по дереву (влияющих на характер резьбы, на особенности выполнения отдельных деталей), невозможно повторить даже с помощью мастичного орнамента, выполненного вручную, и уж тем более – в фабричном багете. Недаром во все времена резные рамы являлись наиболее ценными и дорогостоящими. В илл. 1 показаны несколько фрагментов испанского багета, имитирующего резной орнамент. Возможно, на первый взгляд они Вам понравятся. Но приглядитесь внимательней. Ширина этих багетных реек от 7 до 13 см, т.е. они слишком узкие для резных рам (кстати, недостаточная ширина – бич любого багета), кроме того, несовпадающий на стыках рисунок орнамента сразу выдает подделку, и, наконец, главное – невыразительный однообразно повторяющийся орнамент слишком далек от прекрасных оригиналов. К тому же, декор этого багета, составленный из нескольких несочетающихся друг с другом орнаментальных поясов, более чем эклектичен, рассчитан на не слишком искушенного покупателя, зато удобен в изготовлении.

Рама для картины

илл. 2

В большей степени производители багета преуспели, повторяя антикварные рамы с лепным орнаментом. Но и такой багет слишком далек от его прекрасных предшественниц.

К примеру, возьмем раму конца XIX в. (из коллекции рам, № 6– илл. 2) и несколько багетных профилей от производителей Испании (илл. 3). Орнамент на антикварной раме и багете различный, однако, в том и другом случае использован один принцип декорирования – крупный растительный орнамент идет по всему периметру рамы. Но сколь велика разница. Посмотрите, насколько великолепно выполнен лепной орнамент на антикварной раме, можно бесконечно наслаждаться его изяществом, тем, как проработана каждая деталь – мягко изгибающийся стебель, чашечка цветка, тонкие прожилки листочков. Перед нами мастерски выполненный скульптурный рельеф, красоту которого подчеркивает золочение. Вызолотить такую сложную скульптурную поверхность довольно трудно, это тонкая ювелирная работа. Золоченая поверхность здесь идеально гладкая, нигде Вы не найдете складочки или следов замятия листочков сусального золота. Эффектная игра света и тени на золоченой поверхности рельефа достигается за счет многочисленных перепадов его высоты. Кроме того, на раме использовано комбинированное золочение (что вообще характерно для старых мастеров): орнамент и его фон – матового золочения, тогда как идущая по внешнему краю выкружка – глянцевого золочения, выполненного на полимент. Таким образом на раме создавалась игра двух по-разному золоченых поверхностей. Сегодня глянцевая позолота на раме почти стерлась, обнажив красивый красного цвета полимент, который, в свою очередь, эффектно оттеняет красоту лепного рельефа.

Выбор рамы

Илл.3

Теперь обратимся к испанскому багету. Крупный растительный орнамент слишком упрощен, в нем нет детальной проработки. А несовершенство формы скрывает пестрое покрытие. Подобное покрытие изготовители багета выдают за имитацию состарившегося покрытия антикварных рам. Однако Вы сами можете убедиться, насколько это покрытие грубо выполнено и далеко от оригиналов, сравнив его с покрытием старых рам (представленных на данном сайте или экспонирующихся в музеях). При этом, наиболее худший вариант багетных покрытий (к сожалению, весьма популярный в России) – под золото с имитацией патины. Выполнять такое покрытие просто и быстро, процесс не требует большого мастерства (на покрытую поталью поверхность наносится краска, которая распределяется по поверхности, заполняя все углубления), к тому же, как я уже сказала, эта краска скрывает изъяны формы, равно как и самой потали. 

Выбор рамы

илл. 4

Ничего общего такое покрытие не имеет с подлинным благородным покрытием антикварных рам. К сведению – на позолоте никогда не бывает патины. И, кроме того, это безвкусное покрытие своей излишней пестротой отвлекает внимание от картины, мешает ее восприятию, диссонирует с живописной поверхностью полотна. Между тем, старые мастера не случайно покрывали рамы сусальным золотом, добиваясь идеально гладкой ровной поверхности, чтобы создать вокруг живописного полотна мягкое сияние, которое словно освещает картину. И вместе с тем, чтобы играющие на позолоте блики света перекликались с бликами света, написанными на холсте – таким образом достигалось единство картины и ее обрамления. При этом, мягко мерцающая немного потускневшая от времени позолота антикварных рам наиболее гармонично сочетается с несколько потемневшей от времени живописной поверхностью старых полотен.

Рама для картины

Илл.5

Проведем еще одну параллель – возьмем раму в стиле ампир второй половины XIX в. (из коллекции, № 17 – илл. 4) и похожий французский багет (илл. 5). Несмотря на то, что создатели багета сделали весьма неплохую каннелированную галтель, все же багет не выдерживает сравнения с антикварной рамой. Прежде всего – грубо выполненное покрытие багета (якобы имитирующее потертую от времени позолоту) – его излишняя пестрота слишком неестественная. К тому же, эта пестрота будет отвлекать внимание от картины. А теперь посмотрите на старую раму, прекрасную в своей строгости и лаконичности. Обратите внимание на то, как играет свет на гладкой каннелированной поверхности, как дополняют эту игру блики света на гирлянде из лавровых листьев, идущей по краю рамы. Подобный декоративный пояс (в виде лавровых листьев с ягодками и лентами) для изготовителей багета – непозволительная роскошь, поскольку технология изготовления орнамента на багете не позволяет его выполнить.

В отличие от антикварных рам, в современном фабричном багете нет художественной выразительности. Производители багета не копируют, а лишь грубо имитируют старые рамы, при этом, они часто нарушают законы стилей, совмещая в одном багете плохо сочетающиеся друг с другом элементы орнамента (орнаментальные пояса), и, кроме того, не используют те проверенные веками и передававшиеся из поколения в поколение декоративные и технические приемы, которые использовали старые мастера. Поэтому и картина, вставленная в современный багет, значительно проигрывает.

Выбор рамы

илл. 6

Между тем, в защиту багета хочу сказать, что на Российском рынке можно увидеть и действительно интересные импортные образцы. В частности, фанерованный багет, для производства которого используется шпон различных пород древесины (от европейских тополя и тика до экзотического черного дерева). Главным декором такого багета является текстура древесины. Кроме того, некоторые производители предлагают деревянный багет без декора несложных профилей, с покрытием под различные породы древесины. В качестве экономичного варианта такой багет вполне можно использовать для нейтрального обрамления картины, не мешающего ее восприятию. Кстати, прекрасным примером в этом могут служить некоторые европейские музеи (в частности, галерея Уффици во Флоренции – илл. 6), которые за неимением исторических рам вставляют живописные полотна в простой деревянный багет. Но если финансовые возможности позволяют Вам приобрести более дорогую раму, то выбор, на мой взгляд, очевиден – ничто не украсит картину лучше, чем правильно подобранная антикварная рама, которая, к тому же, подчеркнет достоинства живописного полотна и, вместе с тем, пополнит Вашу коллекцию антикварных предметов искусства.

Выбор рамы для картины – дело непростое, оно требует знаний, опыта, вкуса. Но если Вы (с помощью специалиста, а может быть, и самостоятельно) подберете для картины из Вашей коллекции подходящую по стилю и орнаментальному убранству антикварную раму, то не только сможете наслаждаться замечательным синтезом двух искусств – изобразительного и декоративно-прикладного (картины и ее рамы), но, возможно, и раскроете в собственной картине такие детали, которые до сих пор ускользали от Вашего внимания (например, глубину изображенного пространства, особенности передачи световоздушной среды или цвета). Именно о таком гармоничном единстве картины и рамы писал в 1921 г. Хосе Ортега-и-Гассет.

О.А.Лысенко

, , , , , , , ,

Примерить раму