заказ звонка

О.Ю.Тарасов. Рама и образ. Риторика обрамления в русском искусстве. Часть 11

Анализируя обрамление как феномен культуры, нельзя не ответить, что рама, как и картина, обладает еще и собственным пространством и временем. Здесь мы находим отдельные знаки, фигуры, отношения и структуры, которые могли быть повторно использованы и с помощью которых любая художественная рама обязательно учреждала как сходства, так и различия. Игра этих сил предполагал колебание символических связей художественной рамы и образа, которое основывалось на понимании и использовании таких важнейших культурных понятий и категорий, как символ и метафора, эмблема и аллегория. Будучи включенными в те или иные обрамления, последние заставляли образ «говорить» или на том языке, который был ему свойствен, или на том, который был ему чужд. В этой связи история рамы понимается нами и как история отношений культурных понятий сакрального и мирского, благоговейного и богохульного, видимого и невидимого, истинного и ложного. Рама – это биполярное поле, по которому пролегает граница этих универсальных оппозиций. Поэтому, помещая себя в разные эпохи, можно очень быстро убедиться в том, что антикварная рама выступает неким полем концептуальной и теоретической связанности, она чутко отвечала общим устремлениям культуры, отражая ее глубинные процессы и различные влияния.

Настоящая работа выходит не без помощи моих друзей и коллег. Я искренне благодарен Б.А. Успенскому, Л.А. Софроновой, М.Н. Соколову и И. Бенчеву, любезно согласившимся прочитать рукопись этой книги и сделать необходимые замечания. Искренне признателен также всем сотрудникам музеев, проявившим заинтересованность в научной разработке данной темы и оказавшим содействие в получении иллюстративных материалов, и особенно Е.Л. Селезневой, Г.В. Сидоренко, А.П. Гарибян, О.Р. Хромову и Т.Л. Карповой.

, , ,

Примерить раму