заказ звонка

О.Ю.Тарасов. Рама и образ. Риторика обрамления в русском искусстве. Часть 2

Рама и образ. История картинных рам. Часть 2Между тем в европейской культуре наступает такой момент, когда картины и иконы приобретают не только обособленные от изображения рамы материальные, но и рамы умозрительные. Это происходит в эпоху Возрождения, когда на свет появляется картинная рама, напоминающая окно в стене, и одновременно рождается неразрывно связанная с картиной «прикладная эстетика» Вазари и других художников-теоретиков типа Дюрера или Ломаццо.

Старинные рамы на рынке антиквариата

Позднее, в эпоху Канта, она оформится в академическую теорию искусства и будет дополнена «системой» бытовых высказываний о картине, связанной с рынком антикварной торговли. То есть само изображение на картине поясняется не только материальной рамкой, но и устным и письменным высказыванием, например путеводителем или каталогом выставки, книгой или статьей о творчестве художника, текстом атрибуции картины и т.п.

Все эти рамы вскрывают условность нашего видения, поясняют его как определенную систему конвенций. Несколько упрощая, можно сказать, что раму визуального образа в широком смысле слова можно понять и как «встречу» взгляда художника и взгляда зрителя, в результате которой рождается художественный образ. А поскольку в разные времена одни и те же картины воспринимаются по-разному, то и художественный образ предстает как величина исторически переменная. Простой пример: изменение картинной рамы может означать установление другой точки зрения на то, что внутри нее.

Обособление и развитие различных форм рамы визуального образа – важнейшее явление европейской культуры. Множеством невидимых нитей оно связано с переменами в картине мира человека и системой его ценностных ориентаций. В этом плане старинная рама подсказывает и позволяет изучать картину не в отрыве, а в тесном взаимодействии со всей культурой эпохи. Отсюда более конкретно вытекает и основной предмет нашего исследования – это история взаимодействия человека и образа, в котором картинная рама проблематизирована как определенный способ восприятия мира. Картина живет не только в окружающем пространстве, но и в пространстве нашей мысли, нашего сознания, важнейшим свойством которого является способность отграничивать и в то же время связывать внутренне и внешнее. Ведь для того, чтобы что-то понять, мы должны это в своем сознании обособить от «другого» и в то же время связать «это» с чем-либо еще. Но именно это и невозможно без определенной системы ценностных ориентаций, определяющих картину мира человека.

Значение картинных рам

Сегодня нет никаких сомнений в том, что визуальные образы активно  влияют на человеческое сознание. Со своей стороны нам важно подчеркнуть, что рама, будучи формой подачи изображения, играет в этом влиянии далеко не последнюю роль. Так, в Средние века рама была частью онтологии трансцендентного начала визуального образа. Рамочный срез иконы всегда захватывал окружающее пространство и «деформировал» его согласно божественной воле, открывал в нем окно или дверь в мир иной, преображенный и просветленный. Этот мир и противопоставлялся земному космосу, и был страшно приближен к нему. Естественно или сверхъестественно. Но с наступлением Нового времени человек создал образ на основе собственного воображения и личной связи с трансцендентным. Он же наделил его способностью активного воздействия на общественное сознание. На этом пути в новейшей истории европейской культуры перед нами разворачивается поистине захватывающая картина. Мы видим, что по мере того, как образы стремятся к виртуальности и подмене реальности, их рамы стираются, стремятся к невидимости, вплоть до своего «исчезновения» в фотографии и кинематографе.

Для всех, кто заинтересован в истории живописи и реставрации старинных рам, мы продолжим повествование в следующей части цикла.

, , , , ,

Примерить раму